• (3812) 49-51-88
  • 8(908) 104-40-15
  • ecologcentr1@mail.ru
  • Пн-Пт: 8.00-17.00
  • Обед: 12.00-13.00
  • Сб-Вс: Выходной
г. Омск, ул. Красный путь, дом 103 офис 48

Стратегия экологической безопасности России до 2025 года

документНа едином портале проектов нормативных правовых актов размещен Проект «Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года»

Стратегия экологической безопасности Российской Федерации

 на период до 2025 года

1. Общие положения

Стратегия экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года является базовым документом стратегического планирования в сфере развития системы обеспечения экологической безопасности Российской Федерации и определяет комплекс взаимоувязанных приоритетов, целей, задач и мер во внутренней и внешней политике, направленных на обеспечение экологической безопасности на федеральном уровне, уровнях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований, в отраслях экономики, а также обеспечение устойчивого развития государства на долгосрочную перспективу.

Настоящая Стратегия служит основой для эффективного взаимодействия органов государственной власти, бизнес-структур, организаций, общественных объединений и населения для защиты национальных интересов Российской Федерации и обеспечения защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности.

Принципиальные положения в области обеспечения экологической безопасности базируются на взаимосвязи и взаимозависимости с положениями Стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года, Концепции долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, Экологической доктрины Российской Федерации, Основ государственной политики в области экологического развития России на период до 2030 года, Климатической доктрины Российской Федерации и ряда других стратегических документов.

В настоящей Стратегии используются следующие основные понятия:

«национальная безопасность» ‑ состояние защищенности личности, общества и государства от внутренних и внешних угроз, которое позволяет обеспечить конституционные права, достойные качество и уровень жизни граждан, территориальную целостность и устойчивое развитие Российской Федерации;

«национальные интересы Российской Федерации» ‑ совокупность внутренних и внешних потребностей государства в обеспечении защищенности и устойчивого развития личности, общества и государства;

«экологическая безопасность» ‑ состояние защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий;

«угроза экологической безопасности» ‑ прямая или косвенная возможность нанесения ущерба окружающей среде и жизненно важным интересам человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, устойчивому развитию Российской Федерации;

«система обеспечения экологической безопасности» ‑ совокупность средств обеспечения экологической безопасности;

«средства обеспечения экологической безопасности» ‑ технологии, а также технические, программные, нормативные правовые, организационные инструменты, используемые для обеспечения защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий.

2. Приоритеты, цели и меры в области внутренней и внешней политики в сфере обеспечения экологической безопасности Российской Федерации

 2.1. Стратегические приоритеты обеспечения экологической безопасности Российской Федерации на период до 2015 года

Устойчивое развитие экономики и социальной сферы Российской Федерации и в целом национальная безопасность могут быть обеспечены только при наличии во всех регионах страны многочисленных крупных наземных и водных природных и природно-антропогенных объектов (экосистем), способных поддерживать свою стабильность при существующих уровнях техногенной нагрузки, реализовать внутренний потенциал развития при снижении уровней этой нагрузки и поддерживать благоприятное состояние окружающей среды и среды обитания человека.

Наличие и стабильность функционирования таких природных и природно-антропогенных объектов на территории и в акваториях Российской Федерации является интегральным показателем состояния экологической безопасности, в связи с чем приоритетами в деятельности государства и общества в области обеспечения экологической безопасности должны быть:

- сохранение и восстановление природных экосистем;

- сохранение биологического разнообразия в условиях нарастающей техногенной и в целом антропогенной нагрузки;

- регулирование роста техногенной нагрузки на окружающую среду при снижении уровня негативного воздействия на компоненты окружающей среды каждого отдельного источника негативного воздействия;

- рациональное использование, восстановление и охрана природных ресурсов.

2.2.  Основные цели внутренней политики Российской Федерации в сфере обеспечения экологической безопасности и меры по их достижению

В соответствии со стратегическими приоритетами основными целями внутренней политики Российской Федерации в сфере обеспечения экологической безопасности являются:

- формирование, развитие и совершенствование государственной системы управления на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, ориентированной на снижение или предотвращение негативного воздействия хозяйственной или иной деятельности на окружающую среду, рациональное использование возобновляемых и невозобновляемых природных ресурсов;

- разработка и реализация организационных, технических и технологических мероприятий для всех видов хозяйственной и иной деятельности во всех отраслях экономики, включая внедрение экологически безопасных, ресурсосберегающих и энергосберегающих технологий и оборудования, обеспечивающих снижение техногенной нагрузки на окружающую среду, а также рациональное использование природных ресурсов;

- развитие и укрепление системы особо охраняемых природных территорий как основной базы сохранения биологического и ландшафтного разнообразия;

- развитие системы экологического мониторинга, а также наполнение государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) как информационной основы для принятия управленческих решений по охране окружающей среды, по планированию и осуществлению хозяйственной и иной деятельности;

- укрепление и расширение деятельности служб, особенно в приграничных районах, обеспечивающих защиту природных ресурсов, в том числе биоресурсов, находящихся на территории (акватории) Российской Федерации;

- обеспечение условий для активного участия в охране окружающей среды общественных организаций и широких слоев населения, в том числе за счет предоставления им достоверной экологической информации и развития различных форм повышения экологической грамотности.

Для достижения указанных целей должны соблюдаться такие принципы, как:

- принцип «загрязнитель платит», предусматривающий, что все расходы по предотвращению и ликвидации экологического вреда должны быть возложены на природопользователя, который нанес этот вред;

- принцип долгосрочной перспективы, предусматривающий, что издержки природопользования должны определяться не только непосредственно после воздействия на окружающую среду, но и в долгосрочной перспективе.

- принцип взаимозависимости, предполагающий учет последствий воздействия не только на данную экосистему, но и на все связанные с ней;

- принцип предосторожности, предполагающий предупреждение возможных негативных последствий воздействия.

Наиболее важными мерами по достижению основных целей внутренней политики Российской Федерации в сфере обеспечения экологической безопасности должны быть:

- совершенствование структуры природоохранных органов исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях, а также адекватное существующим внутренним угрозам экологической безопасности распределение полномочий между ними;

- разработка методологической базы по оценке риска, а также экологических и социально-экономических последствий реализации существующих внутренних угроз экологической безопасности; вариантная проработка перечня мероприятий по снижению опасности указанных угроз, а также по ликвидации последствий их реализации;

- формирование общедоступных информационных баз, которые  содержат сведения о наилучших технологических решениях, пригодных для реализации на предприятиях различных отраслей экономики с целью минимизации техногенного воздействия на окружающую среду, а также о технологических решениях для ликвидации прошлого (накопленного) ущерба окружающей среде;

- развитие сети национальных научно-исследовательских лабораторий и центров, обеспечивающих в рамках кооперационных связей проведение работ в области охраны окружающей среды и рационального использования природных ресурсов, разработку конкурентоспособных технологий и образцов наукоемкой продукции, необходимой для обеспечения экологической безопасности;

- развитие и совершенствование системы подготовки и переподготовки профессиональных кадров, работающих в природоохранных органах государственного управления, в том числе обеспечивающих полноценное функционирование особо охраняемых природных территорий;

- создание и совершенствование информационных ресурсов, позволяющих общественным организациям и населению участвовать в деятельности по контролю за хозяйственной и иной деятельностью природопользователей и предотвращению действий, приводящих к ущербу природным ресурсам и экосистемам;

- развитие систем производственного экологического контроля, экологического аудита, систем мониторинга водных и наземных биоресурсов, позволяющих адекватно соотносить уровни техногенного воздействия на окружающую среду и ее состояние, в том числе состояние биологического разнообразия;

2.3.  Основные цели внешней политики Российской Федерации в сфере обеспечения экологической безопасности и меры по их достижению

В соответствии со стратегическими приоритетами основными целями внешней политики Российской Федерации в сфере обеспечения экологической безопасности являются:

- активное участие в деятельности, осуществляемой секретариатами международных договоров в сфере защиты окружающей среды и природных ресурсов, которые затрагивают интересы Российской Федерации;

- инициирование принятия новых многосторонних и двухсторонних международных договоров, которые могут повысить безопасность наземных и водных природных экосистем на территории Российской Федерации и сохранить биологическое разнообразие;

- активное взаимодействие с международными общественными природоохранными организациями, деятельность которых способствует обеспечению национальных интересов в сфере охраны окружающей среды и сохранения биологического разнообразия на территории Российской Федерации.

Наиболее важными мерами по достижению основных целей внешней политики Российской Федерации в сфере обеспечения экологической безопасности являются:

- закрепление на международном уровне перечня наиболее важных для сохранения биологического разнообразия национальных природных объектов, территорий и акваторий, особенно в приграничных районах, и получения для их сохранения и развития различных форм международной поддержки;

- обеспечение выполнения двухсторонних соглашений с сопредельными государствами по снижению или предотвращению ущерба наземным или водным биоресурсам в приграничных районах, используя для этого различные механизмы международного права;

- организация обмена биологическим материалом (семенами, объектами животного и растительного мира) с зарубежными странами для восстановления или увеличения биологического разнообразия на территории Российской Федерации;

- организация на территории Российской Федерации и за рубежом выставочно-информационных, научно-организационных или просветительских мероприятий, направленных на поддержку национальных программ или иных видов деятельности по сохранению национальных природных биоресурсов.

3. Оценка текущего состояния экологической безопасности Российской Федерации и оценка угроз экологической безопасности Российской Федерации на долгосрочный период

3.1. Оценка текущего состояния экологической безопасности Российской Федерации

Состояние защищенности окружающей среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности или уровень экологической безопасности на территории, где проживает большая часть населения России, на настоящий момент времени следует считать неудовлетворительным. За последнее десятилетие, в соответствии с оценками экспертов и компетентных органов государственной власти, ситуация в этой сфере не улучшается.

Около 200 территориальных образований страны находится в крайне неудовлетворительном экологическом состоянии, в целом же неблагоприятная экологическая ситуация характерна по крайней мере для 15 процентов территории России. Даже предварительная оценка свидетельствует о наличии на территории страны 340 особо крупных объектов прошлого (накопленного) экологического ущерба, возникших в результате функционирования в течение продолжительного времени предприятий горнодобывающей, электроэнергетической, химической, металлургической, нефтяной и нефтеперерабатывающей отраслей промышленности, оказывающих значительное негативное воздействие на прилегающие территории, в том числе природные объекты и городские агломерации.

Наблюдается устойчивая тенденция роста концентрации загрязняющих веществ в атмосферном воздухе в целом по стране и, особенно, в городских агломерациях. Значительные превышения предельно допустимых концентраций регистрируются по многим загрязняющим веществам, в том числе по веществам, представляющим особую опасность для населения и живых организмов.

В городах с высоким и очень высоким уровнем загрязнения воздуха, которых в настоящее время насчитывается не менее 123, проживает около 60 процентов городского населения. Приоритетный список городов с наибольшим уровнем загрязнения атмосферного воздуха с 2011 года ежегодно увеличивается. При этом на первый план выходит проблема загрязнения атмосферного воздуха выхлопными газами автотранспорта. В целом по стране вклад этих газов в ухудшение качества воздуха приближается к 45 процентам, в городских же агломерациях он превышает 50процентов. В крупных городах с населением 0,5 - 1,5 миллиона жителей доля загрязняющих веществ, поступающих в воздух с выхлопными газами автотранспорта, составляет 55 – 70 процентов, а в очень крупных городах с населением в несколько миллионов жителей - более 85процентов от общего объема загрязняющих веществ.

Общая площадь земель, находящихся в хозяйственном обороте, в том числе земель сельскохозяйственного назначения, загрязненных органическими и неорганическими веществами, составляет в Российской Федерации около 75 млн. гектаров, включая 60 млн. гектаров ‑ за счет выбросов и сбросов загрязняющих веществ, размещения твердых коммунальных отходов, отходов предприятий горнодобывающей, металлургической, нефтехимической, нефтепререрабатывающей и иных отраслей промышленности.

По данным аэрокосмических съемок, ареалы загрязняющих веществ непосредственно вокруг промышленных комплексов России охватывают территорию в 18 млн. гектаров.

Значительно загрязнены территории базирования частей армии, авиации и флота, занимающих в стране площади около 13 млн. гектаров. Наиболее распространенными загрязнителями почв и земель на объектах Вооруженных Сил являются горюче-смазочные материалы. Очистке от них подлежит более 50 тыс. гектаров земель.

Ситуация с состоянием питьевой воды продолжает оставаться крайне неблагоприятной в первую очередь вследствие сбросов неочищенных сточных вод в поверхностные водные объекты ‑ более 40 процентов населения страны сталкивается с проблемой неудовлетворительного качества питьевой воды.

Отмечаются тенденции сокращения видового биологического разнообразия и ухудшения качества окружающей среды на фоне изменения климата. Неуклонно нарастает число опасных гидрометеорологических явлений. В 2014 году на территории Российской Федерации было зафиксировано 569 таких событий, или самое большое число за 16 лет наблюдений. По сравнению с 2013 годом количество зарегистрированных масштабных опасных гидрометеорологических явлений в 2014 году увеличилось на 24 случая.

Законодательная база для эффективного управления в сфере экологической безопасности до настоящего времени полностью не сформирована, в частности, отсутствует экономически обоснованный механизм установления платы за использование природных ресурсов, не позволяющий их истощать или позволяющий обеспечивать их восстановление.

Неблагоприятная окружающая среды становится причиной ухудшения здоровья и повышенной смертности населения, особенно той ее части, которая проживает в промышленных центрах, вблизи производственных объектов с высоким уровнем негативного воздействия на окружающую среду (металлургических, нефтехимических, нефтеперерабатывающих, нефтедобывающих, горнодобывающих предприятий), крупных городских агломерациях. В этих регионах наблюдается повышенная заболеваемость дыхательной и нервной системы, органов кроветворения и пищеварения, рост аллергических и онкологических заболеваний, иммунодефицита. Превышения по этим заболеваниям в некоторых особенно неблагополучных районах может достигать десятки и даже сотни процентов. Особенно значимые потери несут наиболее уязвимые группы населения – дети, женщины детородного возраста, инвалиды и престарелые. Стремительно развивающиеся погодные аномалии являются фактором дополнительно влияющим на отмеченные негативные процессы.

По экспертным оценкам ежегодно потери величины внутреннего валового продукта России, обусловленные ухудшением качества окружающей среды и связанными с ними экономическими факторами, составляют от 4 до 6 процентов.

В настоящее время расходы бюджетов всех уровней на решение проблем улучшения качества окружающей среды и обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации составляют ежегодно в среднем 0,8 процентов от внутреннего валового продукта, что почти на порядок ниже, чем в большинстве развитых государств, несмотря на то, что среда обитания в этих государствах значительно более благоприятна и для биоты, и для населения.

Снижению уровня экологической безопасности Российской Федерации угрожают также планы соседних государств (стран Балтии, Польши, Украины) вести добычу полезных ископаемых в непосредственной близости от российской границы с использованием экологически опасных технологий, что грозит ухудшением качества подземных вод и снижению биологического разнообразия на прилежащих к границам территорий.

Аварийные ситуации на промышленных предприятиях Китая неоднократно приводили к загрязнению поверхностных водоемов, вода которых поступала на российскую территорию.

При этом в сфере обеспечения экологической безопасности на своей территории Российская Федерация имеет пока существенные преимущества перед подавляющим большинством стран мира ‑ ненарушенная хозяйственной деятельностью площадь составляет более 11 млн. кв. километров, или около 65 процентов всей территории страны.

3.2. Угрозы экологической безопасности Российской Федерации в долгосрочной перспективе

Угрозы экологической безопасности Российской Федерации в долгосрочной перспективе условно можно разделить на четыре группы:

- угрозы, обусловленные общими изменениями в мировой экономике;

- угрозы планетарного или глобального характера, обусловленные изменением климата и трансграничными воздействиями;

- региональные угрозы, обусловленные хозяйственной и иной деятельностью государств, имеющих общие границы с Российской Федерацией;

- внутренние угрозы, обусловленные характером ведения хозяйственной и иной деятельности на территории Российской Федерации в настоящее время и в прошлом.

3.2.1. Угрозы экологической безопасности, обусловленные изменениями в мировой экономике

Угрозы для экологической безопасности Российской Федерации, являются следствием четырех вызовов, которые стремительно формируются в последнее время:

- усиление глобальной конкуренции во всех сферах экономической деятельности, охватывающей рынки капитала, товаров, рабочей силы, систем управления и инноваций;

- новые технологические изменения, значительно усиливающие роль инноваций в социально-экономическом развитии и обесценивающие многие традиционные факторы роста;

- значительное увеличение роли человеческого капитала как основного фактора экономического развития;

- истощение и ухудшение качества мировых природных ресурсов, в первую очередь земельных, лесных и водных.

Реализация этих угроз чревата:

- оттоком капитала из Российской Федерации и снижением финансирования отраслей, предприятий и организаций, разрабатывающих и внедряющих инновационные экологически эффективные и ресурсосберегающие технологии и оборудование, решающие проблемы ликвидации объектов прошлого (накопленного) экологического ущерба, осуществляющих подготовку и переподготовку кадров для национальной системы обеспечения экологической безопасности;

- формирование различных видов барьеров, направленных на ограничение импорта в Российскую Федерацию экологически чистых инновационных технологий, материалов и оборудования, которые могут быть использованы для повышения уровня экологической безопасности и эффективности российской экономики;

- импортом продукции, представляющей повышенную опасность для окружающей среды и населения, как в товарном виде, так и в виде, потерявшем потребительские свойства;

- хищническим или экологически неоправданным использованием иностранными или транснациональными бизнес-структурами, производственными объединениями и корпорациями национальных природных ресурсов за счет ведения несанкционированной хозяйственной деятельности, браконьерства, неправомерного размещения на территории Российской Федерации экологически опасных производств, токсичных и радиоактивных отходов;

- попыткой отторжения исконных российских территорий или акваторий или интернационализации национальных природных ресурсов;

- оттоком из Российской Федерации квалифицированных кадров, обеспечивающих функционирование национальной системы экологической безопасности.

3.2.2. Угрозы экологической безопасности планетарного или глобального характера

К основной угрозе экологической безопасности Российской Федерации, которая носит общепланетарный или глобальный характер, относится изменение климата в результате увеличения в атмосфере концентраций парниковых, озоноразрушающих и других газов, изменения альбедо поверхности Земли и нарушения континентального влагооборота.

Серьезным негативным последствием изменения климата является непрерывный рост числа аномальных гидрометеорологических явлений, которые в нередко приобретают форму чрезвычайных ситуаций.  Не менее серьезным негативным последствием изменения климата является смещение географических зон. В результате этого происходит трансформация естественных наземных и водных экологических систем, наносится ущерб и биологическому разнообразию в целом. В ряде регионов происходит замещение степных и лесных биомов пустынными биомами. С юга на территорию страны проникают и акклиматизируются новые чужеродные (инвазивные) виды, в том числе некоторые формы возбудителей тропических болезней, вредителей лесов и сельского хозяйства. Ускоренное таяние арктических льдов ведет к нарушению естественных трофических цепей в Арктике, к гибели ряда аборигенных видов живых организмов.

Помимо изменения климата опасными угрозами экологической безопасности Российской Федерации являются в силу сложившихся преимущественных направлений воздушных и морских течений переносы на принадлежащие государству территории и акватории загрязняющих веществ, в том числе радиоактивных, в первую очередь из стран Центральной и Восточной Европы.

3.2.3. Региональные угрозы экологической безопасности

Хозяйственная и иная деятельность на территории сопредельных государств, особенно деятельность на южных и западных границах формирует целый комплекс угроз экологической безопасности Российской Федерации. В перечень этих угроз входят:

- добыча полезных ископаемых в непосредственной близости от границы, приводящая к загрязнению подземных трансграничных вод, являющихся источником питьевого или технического водоснабжения, а также нарушению естественных сред обитания наземных биологических видов, ареал распространения которых охватывает территории обоих государств;

- загрязнение трансграничных водотоков и озер вследствие сброса загрязненных или недостаточно очищенных сточных вод, в том числе в результате техногенных аварийных ситуаций;

- перераспределение стока трансграничных водотоков, уменьшающих объем вод, поступающих на территорию Российской Федерации;

- устройство на трансграничных водотоках сооружений, затрудняющих или предотвращающих миграцию биологических водных ресурсов, которые обитают по обе стороны границы;

- отстрел или отлов мигрирующих наземных видов живых организмов, ареал распространения которых охватывает территории обоих государств, или перелетных птиц, для которых территория Российской Федерации является местом сезонного обитания;

- миграция на территорию Российской Федерации зараженных организмов, или возбудителей различных заболеваний людей или объектов живой природы;

- сознательные действия (экологический терроризм), направленные на снижения уровня экологической безопасности Российской Федерации.

3.2.4. Внутренние угрозы экологической безопасности

Исторические особенности развития природно-хозяйственного комплекса Российской Федерации и унаследованные от Советского Союза экологические проблемы отраслей и регионов обусловили возникновение и развитие разнообразных видов внутренних угроз экологической безопасности, наиболее значимыми из которых являются:

- ускоренный, не всегда оправданный и не всегда учитывающий исторические, природно-климатические и иные особенности Российской Федерации переход на зарубежные экологические стандарты, вызывающий дезорганизацию национальной природоохранной системы управления;

-       неуклонный рост числа экологических правонарушений и преступлений, обусловленный низкой эффективностью функционирования национальной природоохранной системы;

-       высокий уровень загрязнение атмосферного воздуха, особенно в большинстве городских агломераций, превышающий по многим загрязняющим веществам санитарно-гигиенические нормативы;

-       высокая энергоемкость и ресурсоемкость многих отраслей экономики, обуславливающая значительное воздействие на окружающую среду по всем звеньям технологических цепочек;

-       неудовлетворительное качество воды в большинстве поверхностных водоемов, обусловленное сбросами неочищенных или недостаточно очищенных сточных вод различного происхождения;

-       нерациональное использование водных ресурсов, а также значительные потери в системах водоснабжения, являющиеся причиной возникновения дефицита питьевой воды и снижение ее качества даже в регионах с ее достаточными запасами;

-       неудовлетворительное состояние больших площадей земель сельскохозяйственного назначения, а также земель урбанизированных территорий, обусловленное неорганизованными строительными работами, химическим загрязнением и эрозией;

-       большие объемы отходов производства и потребления, в том числе опасных химических и радиоактивных отходов, размещенные по всей территории Российской Федерации и по большей частью в условиях, не отвечающих нормативным требованиям; отсутствие в государстве индустрии переработки (обезвреживания, утилизации) отходов;

-       наличие разнообразных объектов прошлого (накопленного) экологического ущерба, возникших в результате функционирования предприятий различных отраслей экономики;

-       устаревшая и экологически неэффективная техническая и технологическая база в большинстве отраслей экономики, изношенность основных производственных фондов;

-       истощение лесных ресурсов из-за нерационального ими управления, а также из-за чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения (пожаров, нашествий лесных вредителей);

-       снижение биологического разнообразия в наземных и водных экосистемах, потери генофонда растительных и животных сообществ;

-       недостаточно эффективная организация работ по сохранению природных комплексов и объектов на особо охраняемых природных территориях;

-       низкий уровень финансирования федеральных, региональных, отраслевых и корпоративных программ, направленных на решение природоохранных проблем и повышение уровня экологической безопасности.

4. Национальные интересы Российской Федерации и стратегические национальные приоритеты в сфере обеспечения экологической безопасности Российской Федерации

Стратегические национальные приоритеты Российской Федерации в сфере обеспечения экологической безопасности состоят в сохранении и восстановлении природных экосистем, в сохранении биологического разнообразия в условиях меняющегося климата, в рациональном использовании и охране природных ресурсов. При этом должны быть установлены такие правила природопользования, при которых природные ресурсы в необходимых объемах будут доступны не только ныне живущему, но и будущим поколениям.

Национальные интересы России, естественные экосистемы и природные ресурсы которых инкорпорированы в биосферу Земли и в той или иной мере ощущают последствия всех видов негативного воздействия хозяйственной и зарубежных государств, в международном аспекте заключаются:

- в сохранении и рациональном использовании общемировых и разделяемых (совместно используемых) природных ресурсов, прежде всего морских биологических ресурсов;

- в создании и реализации механизмов предотвращения и компенсации экологического вреда, наносимого национальным естественным экосистемам или природным ресурсам иностранными государствами;

- в обеспечении межгосударственного экологического паритета;

- в развитии международного сотрудничества для решения глобальных (общепланетарных) и региональных экологических проблем.

Национальные интересы России в сфере экологической безопасности на уровне субъектов Российской Федерации и государства в целом заключаются:

- в развитии системы и административно-правового статуса органов государственной власти и институтов гражданского общества - субъектов государственной политики в обеспечении экологической безопасности;

- в совершенствовании организационных, административных, правовых, экономических, социальных механизмов осуществления государственной политики обеспечения экологической безопасности;

- в совершенствовании механизмов юридической ответственности за экологические правонарушения и преступления, в разработке системы социально-правовых профилактических мер, направленных на устранение причин и условий, способствующих их совершению;

- в предотвращении загрязнения окружающей среды за счет внедрения экологически безопасных технологий, как для производства продукции во всех отраслях экономики, так и для ликвидации последствий экологически неоправданной хозяйственной и иной деятельности;

-    в ликвидации объектов прошлого (накопленного) экологического ущерба, в реабилитации территорий, пострадавших от аварий и чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения, в увеличении экологической емкости территорий различного назначения и использования;

-    в  сохранении и приращении эколого-ресурсного потенциала страны, в обеспечении благоприятной среды обитания для населения, растительных и животных сообществ как основы устойчивого развития регионов и страны в целом;

-    в развитии и совершенствовании систем получения, обработки и предоставления достоверной экологической информации, обеспечивающей принятие эффективных и экологически ориентированных управленческих решений на всех уровнях исполнительной власти и производственной сфере, а также способствующих активизации институтов гражданского общества в сфере решения проблем обеспечения экологической безопасности.

5. Направления деятельности по противодействию угрозам экологической безопасности Российской Федерации

Для противодействия угрозам экологической безопасности Российской Федерации, как важнейшего компонента национальной безопасности, требуются совместные и хорошо скоординированные действия органов государственной власти, бизнес-структур, производственных объединений, институтов гражданского общества и населения.

5.1. Противодействие угрозам экологической безопасности, обусловленным изменениями в мировой экономике

Для противодействия угрозам экологической безопасности Российской Федерации, которые являются следствием глобальных вызовов, необходимо:

- увеличить инвестирование в деятельность по разработке и широкомасштабному внедрению инновационных экологически эффективных технологий во всех отраслях российской экономики, выведя тем самым национальный производственно-технологический комплекс на уровень лучших мировых образцов;

- увеличить финансирование научно-исследовательских и внедренческих центров и комплексов, разрабатывающих технологии и оборудование по переработке (обезвреживанию) отходов, очистке сточных вод и газообразных выбросов, ликвидации объектов прошлого (накопленного) экологического ущерба, расширив тем самым возможности для привлечения в природоохранную индустрию наиболее квалифицированных российских и зарубежных специалистов;

- расширить государственную поддержку предприятиям и структурам, занятым решением практических задач по охране окружающей среды, рациональному использованию природных ресурсов, возобновляемых источников энергии, сохранению и развитию биоресурсного потенциала, оказанию экологических услуг, увеличив возможности наиболее квалифицированных российских и зарубежных специалистов в решении национальных природоохранных проблем;

- усилить контроль за иностранными и транснациональными бизнес-структурами, промышленными объединениями, ведущими хозяйственную или иную деятельность на территории Российской Федерации и использующими национальные природные ресурсы или биоту, с целью предотвращения их хищнического или экологически неоправданного потребления, а также неправомерного размещения на территории Российской Федерации экологически опасных производств, токсичных и радиоактивных отходов;

- усиливать обороноспособность стран для предотвращения попыток отторжения исконных российских территорий или акваторий или интернационализации национальных природных ресурсов.

5.2. Противодействие угрозам экологической безопасности планетарного или глобального характера

Для противодействия угрозам экологической безопасности Российской Федерации, обусловленным изменением климата, а также для адаптации к ним необходимо:

- осуществлять мониторинг явлений, происходящих в окружающей среде в результате изменения климата;

- разработать методы оценки последствий изменения климата для природных объектов, биологического разнообразия, отраслей экономики и население;

- разработать программы адаптации к изменению климата отраслей экономики, природных объектов, отдельных территорий на федеральном, региональном и муниципальных уровнях, а также на уровне корпораций, производственных структур и объединений, предусмотрев для их реализации средства бюджетов всех уровней, а также средства бизнес-структур, производственных объединений и предприятий.

Для противодействия угрозам экологической безопасности Российской Федерации, обусловленных трансграничным переносом на территорию страны загрязняющих веществ и техногенных радионуклидов, необходимо предпринимать меры по принуждению стран, осуществляющих выбросы и сбросы загрязняющих веществ, выполнять требования международных договоров, ограничивающих указанные виды воздействий.

5.3. Противодействие региональным угрозам экологической безопасности

Для противодействия региональным угрозам экологической безопасности Российской Федерации необходимо:

- предпринимать меры по принуждению стран, осуществляющих сбросы загрязняющих веществ в трансграничные водотоки и водоемы, осуществляющих действия по ограничению перемещения или изъятию биоресурсов, ареал которых охватывает приграничные территории, ведущих добычу полезных ископаемых в непосредственной близости от российской границы, выполнять требования международных многосторонних и двухсторонних договоров, регламентирующих указанные виды воздействий;

- предпринимать меры по предотвращению миграции на территорию Российской Федерации вредных организмов, возбудителей различных заболеваний людей или объектов живой природы;

- предпринимать меры по предотвращению террористических действий, направленных на снижение уровня экологической безопасности Российской Федерации.

5.4. Противодействие внутренним угрозам экологической безопасности

Для противодействия внутренним угрозам экологической безопасности Российской Федерации необходимо:

- при планировании деятельности по гармонизации национального природоохранного законодательства с природоохранным законодательством развитых стран учитывать исторические, природно-климатические и иные особенности Российской Федерации для предотвращения дезорганизации национальной природоохранной системы управления;

-       повышать эффективность функционирования национальной природоохранной системы за счет увеличения численности инспекторского состава, внедрять на предприятиях различных отраслей экономики систем внутреннего экологического надзора и экологического аудита; улучшать правоприменительную практику в сфере борьбы с экологическими правонарушениями и преступлениями;

- совершенствовать транспортные схемы городских агломераций, осуществлять замену бензина и дизельного топлива в двигателях внутреннего сгорания на газ, переводить коммунальный и технологический транспорт на электрическую тягу, выводить из городских агломераций предприятия, которые не могут обеспечить допустимый уровень воздействия на окружающую среду;

-       разрабатывать и внедрять на предприятиях различных отраслей экономики энергоэффективные (энергосберегающие) и ресурсосберегающие технологии, исключающие или минимизирующие негативное воздействие на окружающую среду по всем звеньям технологических цепочек;

-       непрерывно наращивать мощности и эффективность очистных сооружений для очистки бытовых и промышленных сточных вод;

-       разрабатывать и внедрять технологии, обеспечивающие рациональное использование водных ресурсов, расширять использование на производственных объектах водооборотных систем, реконструировать системы водоснабжения для снижения потерь воды;

-       разрабатывать и реализовать федеральные, региональные, корпоративные, отраслевые и иные программы очистки, реабилитации (ремедиации) земель различного назначения, в том числе земель, занятых заброшенными полигонами твердых коммунальных отходов, шламонакопителями, хвостохранилищами и иными объектами прошлого (накопленного) экологического ущерба; разрабатывать и внедрять общедоступные базы данных, содержащие сведения о технологиях реабилитации (ремедиации) нарушенных и загрязненных земель для использования в конкретных видах работ;

-       разрабатывать и реализовать федеральные, региональные, корпоративные, отраслевые и иные программы по переработке (обезвреживанию, утилизации) отходов производства и потребления; разрабатывать и внедрять общедоступные базы данных, содержащие сведения о технологиях переработке (обезвреживанию, утилизации) отходов производства и потребления для использования в конкретных видах работ;

-       разрабатывать и реализовать эффективные схемы лесопользования, восстановление наиболее массивов наиболее ценных лесных пород, развивать технологии и средства борьбы и предотвращения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного происхождения (пожаров, нашествий лесных вредителей);

-       разрабатывать и реализовать меры по сохранению биологического разнообразия в наземных и водных экосистемах, предотвращению потерь «краснокнижных» видов животных и растений, генофонда растительных и животных сообществ;

-       обеспечивать территории с особым режимом природопользования (заповедники, заказники, национальные парки) хорошо укомплектованными штатами квалифицированных специалистов различного профиля;

-       обеспечивать объем финансирования федеральных, региональных, отраслевых и корпоративных программ до уровня, который позволяет эффективно решать природоохранные проблемы и повышать уровень экологической безопасности.

6. Организационные, нормативные правовые и информационные основы обеспечения экологической безопасности Российской Федерации

Государственная политика Российской Федерации в области обеспечения экологической безопасности заключается в подготовке и осуществлении согласованных действиях всех элементов системы обеспечения национальной безопасности при координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации за счет реализации согласованного комплекса мер организационного, нормативно-правового и информационного характера. Таким образом, основное содержание мероприятий по обеспечению экологической безопасности состоит в поддержании правовых и институциональных механизмов, а также ресурсных возможностей государства и общества на уровне, отвечающем национальным интересам Российской Федерации.

Основами обеспечения экологической безопасности в Российской Федерации являются:

- совершенствование нормативной правовой и методической базы в сфере прогнозирования, выявления и предупреждения угроз экологической безопасности;

- государственная поддержка организационно-технических, производственно-технологических и логистических мероприятий по оздоровлению среды обитания в условиях меняющегося климата, в первую очередь на территориях экологического неблагополучия и особо уязвимых к внешним воздействиям территорий (территория Арктической зоны Российской Федерации и другие); привлечение для реализации мероприятий по оздоровлению окружающей среды и ликвидации объектов прошлого (накопленного) экологического ущерба технологических, технических и финансовых ресурсов национальных и заинтересованных зарубежных бизнес-структур и финансовых групп;

- развитие и укрепление системы особо охраняемых природных  территорий, создание условий для защиты естественных экосистем в условиях изменяющегося климата, сохранение биологического разнообразия;

- разрешительный порядок осуществления хозяйственной и иной деятельности, связанной с воздействием на окружающую среду и представляющей угрозу экологической безопасности;

- проведение государственной экологической, санитарно-эпидемиологической и технической экспертизы всех проектов строительства, реконструкции или расширения производства любой продукции, обеспечивающей исключение реализации экологически опасных проектных решений;

- развитие системы государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды) с территориальными и функциональными подсистемами, формирование государственного фонда данных государственного экологического мониторинга (государственного мониторинга окружающей среды), обеспечивающего достоверными хорошо структурированными данными все уровни органов государственной власти, органов местного самоуправления, юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, граждан;

- совершенствование системы страхования от последствий аварий и чрезвычайных ситуаций, имеющих как природное, так и техногенное происхождение;

- развитие систем экологической сертификации, экологического аудита и стратегической экологической оценки, в том числе в обязательной форме, обеспечивающих выявление и предупреждение экологически опасных видов хозяйственной и иной деятельности, экологических правонарушений;

- обеспечение прозрачности и доступности для общественности и институтов гражданского общества планов и программ осуществления деятельности, содержащих угрозы для экологической безопасности;

- обеспечение общественности и институтов гражданского общества достоверной и своевременной информацией об уровне экологической безопасности и угрозах ей как в целом на территории страны, так и на территориях конкретных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований;

- поддержка деятельности общественных организаций и институтов гражданского общества, направленной на обеспечение экологической безопасности, развитие системы общественного экологического контроля;

- развитие международного сотрудничества в сфере обеспечения экологической безопасности, сохранения уникальных природных объектов, растительных и животных сообществ, в том числе путем разработки предложений по совершенствованию механизмов реализации международных договоров, а также заключения новых договоров в сфере обеспечения экологической безопасности;

- повышение эффективности исполнения полномочий органами исполнительной власти на федеральном, региональном и муниципальном уровнях применительно к решению задач обеспечения экологической безопасности в чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

- обновление основных фондов, развития на инновационной основе парка технологического оборудования на опасных производственных объектах и объектах жизнеобеспечения, обеспечивающих снижения риска техногенных аварий и чрезвычайных ситуаций;

- совершенствование государственного регулирования путем разработки финансово обеспеченных концептуальных и программных документов межрегионального и территориального планирования, создания комплексной системы контроля экологических рисков;

- сокращение уровня межрегиональной дифференциации в социально-экономическом развитии субъектов Российской Федерации, в том числе за счет эффективного использования особенностей природно-хозяйственных комплексов регионов и перераспределение федерального бюджета в сторону увеличения бюджетов субъектов Российской Федерации  .

Корректировка настоящей Стратегии осуществляется при координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации по результатам ее мониторинга с учетом изменений, оказывающих существенное влияние на состояние экологической безопасности, как неотъемлемого компонента национальной безопасности.

Меры нормативной правовой поддержки реализации настоящей Стратегии определяются на основании Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

Информационная и информационно-аналитическая поддержка реализации настоящей Стратегии осуществляется при координирующей роли Совета Безопасности Российской Федерации за счет привлечения информационных ресурсов заинтересованных органов государственной власти и государственных научных учреждений с использованием системы распределенных ситуационных центров, работающих по единому регламенту взаимодействия.

Контроль за ходом реализации настоящей Стратегии осуществляется в рамках ежегодного доклада Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации Президенту Российской Федерации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

7. Ожидаемые результаты и основные показатели реализации   Стратегии экологической безопасности Российской Федерации    на период до 2025 года

Реализация основных положений настоящей Стратегии приведет к заметному улучшению состояния окружающей среды (экологической безопасности) в целом на территории страны, а также в различной степени, в зависимости от конкретных обстоятельств (объемов финансирования, эффективности деятельности органов государственного управления и общественности, природно-климатических условий), на территориях субъектов Российской Федерации и муниципальных образований.

Состояние экологической безопасности Российской Федерации будет напрямую зависеть от экономического потенциала страны и эффективности функционирования системы обеспечения экологической безопасности, как неотъемлемой части системы обеспечения национальной безопасности.

Экологическая безопасность Российской Федерации определяется состоянием отдельных природных компонентов, уровнем и видами техногенного воздействия на окружающую среду, характеризуется интегральными показателями, основным из которых является уровень допустимого экологического риска. В соответствии с этим основными индикаторами успешности реализации настоящей Стратегии будут положительные изменения в состоянии атмосферного воздуха, поверхностных водоемов, почвенного покрова, лесных насаждений, биологического разнообразия, улучшение качества селитебных территорий, территорий с особым режимом природопользования, с особым состоянием естественных экосистем, территорий, пострадавших от интенсивного техногенного воздействия.

Скачать текст проекта Стратегии экологической безопасности Российской Федерации на период до 2025 года